Виртуальный кабинет ОБЖ 1567

Рабочая программа

Поведение в условиях чрезвычайных ситуаций и социальная безопасность

 

Рабочая программа курса «Поведение в условиях чрезвычайных ситуаций и социальна безопасность»  разработана и выстроена в результате реструктуризации  первого модульного курса авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  для общеобразовательных учреждений. Авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев в порядке, адаптированном к ООП  ГБОУ Гимназии № 1567 и в соответствии с федеральным компонентом Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 5 лет 34 учебных часа.

Год обучения

Параллель

Разделы

Количество тем

Количество часов

1

 

5

Чрезвычайные ситуации  локального характера 

7

7

2

6

Чрезвычайные ситуации  природного характера

7

7

3

7

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера 

7

7

4

8

Чрезвычайные ситуации  криминогенного характера 

7

7

5

9

Социальная безопасность

 

6

6

 

Всего

34

34

           

 

       В рабочей программе  реализуются требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др.

В содержание календарно-тематического планирования включен материал по изучению с обучающимися Правил дорожного движения.

 

Содержание учебной программы

«Поведение в условиях чрезвычайных ситуаций и социальная безопасность» 

 

Параллель

Чрезвычайные ситуации

 

Темы

5 класс

Локального характера

1

Безопасность в быту.

Пожар в жилище. Электробезопасность. Использование бытового газа

2

Безопасность в быту.

Использование бытовой химии. Работа с инструментами, работа на компьютере. Затопление жилища

3

Автономное существование человека в природной среде.

4

Экология и безопасность.

5

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

6

Безопасность на дорогах и транспорте.

Общественный и личный транспорт. Метро и электричка. Водный транспорт. Борт авиалайнера Поведение в толпе

7

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

6 класс

Природного характера

1

Природные пожары, Способы тушения пожаров

2

Оползень, сель (селевый поток)

3

Обвал (горный обвал) Лавина (снежная лавина)

4

Землетрясение, ураган

5

Гроза

6

Снежная буря

7

Наводнения

7 класс

Техногенного характера

1

Аварии с выбросом радиоактивных веществ и их последствия

2

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и их последствия

3

Взрывы и их последствия.

4

Действия населения при взрывах

5

Транспортные аварии и их последствия.

6

Аварии на автомобильном транспорте

7

Гидродинамические аварии и их последствия

8 класс

Криминогенного характера

1

Религиозный экстремизм.

2

Экстремизм в политике.

3

Экстремизм  в молодёжной среде

4

Межнациональные конфликты.

5

Массовые волнения и беспорядки.

6

Терроризм и его проявления.

7

Вооружённые конфликты.

9 класс

Социальная безопасность

1

Бедность и безработица.

2

Опасности на потребительском рынке.

3

Угрозы в финансовой и кредитной сферах.

4

Девиантное поведение.

5

Аддиктивное поведение и его последствия.

6

Опасности сексуальной «свободы»

 

Чрезвычайные ситуации  локального характера 

Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Безопасность в быту

Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.

Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде. 1.4. Безопасность на водоемах

Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само- и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

Опасные ситуации социального характера

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте.

Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

Подготовка к активному отдыху на природе

Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение необходимого снаряжения для похода. Определение места для бивака и организация бивачных работ.

Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и обеспечение безопасности в пеших и горных походах, при проведении лыжных, велосипедных и водных походов.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных природных условиях. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта.

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

Автономное существование человека в природных условиях. Добровольная и вынужденная автономия. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

 

   Практические занятия. Разбор наиболее возможных причин по­падания человека в условия вынужденного автономного существо­вания, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориен­тирования на местности, движения по азимуту, правил обеспече­ния водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

 

Чрезвычайные ситуации  природного характера

 

Опасные ситуации в природных условиях Опасные погодные условия.

Дикие животные и обеспечение безопасности при встрече с ними.

Укусы насекомых и защита от них.  Клещевой энцефалит и его профилактика.

Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).

Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).

Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

  

Практические занятия. Отработка правил обеспече­ния водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня. Меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях автономного существования.

 

Чрезвычайные ситуации  техногенного характера 

 

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Потенциально опасные объекты.

Аварии на радиационно опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

Характеристика ЧС в Москве и Московской области. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.

 

Практические занятия. Краткая характеристика наиболее веро­ятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и од­ного из возможных вариантов, предусмотренных планом образова­тельного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

 

Чрезвычайные ситуации  криминогенного характера 

 

Возможные ситуации при встрече с незнакомцами на улице, в общественном транспорте, в обществен­ном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопас­ного поведения в местах с повышенной криминоген­ной опасностью: на рынке, на стадионе, на вокзале и т. д.

 

 Практические занятия. Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице, в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте.    Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью; на рынке, стадионе, вокзале и др.

 

Социальная безопасность

 

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера. Основные понятия о наркотизме, наркомании, причинах их распространения. Последствия наркомании и ее влияние на национальную безопасность России. Нормативно-правовая база борьбы с наркобизнесом. Профилактика наркомании.

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся:

 

В  результате  изучения  основ  безопасности жизнедеятельности ученик должен:

 - знать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

    - уметь:

  • перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использо­вать для ликвидации возгорания;

  • перечислить порядок действий населения по сигналу «Внима­ние всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, ко­торый следует взять с собой в случае эвакуации;

  • объяснить элементарные способы самозащиты, применяемые в конкретной ситуации криминогенного характера;

  • назвать способы ориентирования на местности, подачи сигна­лов бедствия и другие приемы обеспечения безопасности в случае ав­тономного существования в природных условиях;

  • использования по назначению лекарственных препаратов и средств бытовой химии;

  • пользования бытовыми приборами экологического контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

  • соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;

  • соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;

  • соблюдения мер безопасного поведения на водоемах в любоевремя года;

  • соблюдения мер профилактики инфекционных заболеваний;Оказание первой медицинской помощи пострадавшим, находящимся в неотложных ситуациях;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

    для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

  • соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

  • пользования бытовыми приборами и инструментами;

  • проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

  • обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

     

 

Контроль знаний

 

Текущий контроль в форме:

  • устного опроса по темам учебной дисциплины;

  • решение ситуационных задач;

Итоговый контроль в форме:

  • оформления понятийного словаря;

  • выполнения и защиты индивидуальных и групповых проектных работ

 

Учебно-методический комплект включает в себя:

 

      - Учебники:

 

        Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5. 6. 7. 8. 9  классов обще­образовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И.  Мишин, В. А. Васнев. - М: Просвещение, 2010г.

 

    -  Дополнительная литература:

 

  1. Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и до­кументы: Кн. для учителя /

  2. Обязательный минимум содержания образования по ОБЖ для среднего (полного) общего образования. (Сборникнормативных документов. Москва, «Дрофа», 2011 год).

  3. Требований к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ. (Программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение», 2010 год. А.Т.Смирнов, В.В.Сапронов, Б.И.Мишин.

 

Вход на сайт

Опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 163

Опрос

Какое из перечисленных оружий, по Вашему мнению, лучше?
Всего ответов: 150

Поиск